Государственный аппарат СССР в годы великой
отечественной войны. Образование Государственного Комитета ОбороныСтраница 4
С целью установления связей с зарубежной общественностью, распространения информации о борьбе советского народа против фашизма, получения материальной помощи от различных зарубежных организаций был создан ряд антифашистских комитетов (советских женщин, ученых, молодежи, всеславянский, еврейский), вся деятельность которых находилась под жестким контролем ЦК ВКП(б).
Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный 30 июня 1941 г. и просуществовавший до 5 сентября 1945 г. Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Государственному Комитету Обороны подчинялись Ставка Верховного Главного командования, Генштаб и Центральный штаб партизанского движения (создан 30.05.1942 г.), более 60 городских Государственных Комитетов Обороны, уполномоченные Государственных Комитетов Обороны. В состав Государственного Комитета Обороны первоначально входило 5 человек (И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия), потом их число увеличилось до 9 (с января 1942 г. – Л.М. Каганович, Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян, с 1944 г. – Н.А. Булганин). Каждый из них отвечал за определённый участок работы: Молотов – за производство танков, Микоян – за снабжение фронта, Вознесенский – за пуск эвакуированной промышленности, Маленков – за производство самолетов, Ворошилов – за формирование новых частей и т.д. Всего за годы войны Государственный Комитет Обороны принял более 10 тысяч документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь страны: определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. Решением Государственного Комитета Обороны, в частности, осуществлялась депортация населения, в том числе отдельных национальностей: 950 тыс. немцев (среди них 500 тыс. немцев Поволжья), нескольких десятков тысяч финского населения и т.д. Он руководил эвакуацией промышленных предприятий, а затем, в связи с освобождением оккупированных территорий, реэвакуацией и восстановлением экономики. Большое внимание уделялось формированию новых частей и соединений Красной Армии, назначению руководящих кадров в армию и народное хозяйство. Государственный Комитет Обороны увязывал потребности фронта с предельными возможностями экономики, налаживал распределение и перевозки всех видов продукции для фронта. Связующим звеном Государственного Комитета Обороны с отраслями военной экономики и важнейшими предприятиями стали уполномоченные, которые назначались обычно из числа партийных и хозяйственных руководителей.
По мере надобности при Государственном Комитете Обороны создавались различные структурные подразделения: Оперативное бюро, комитеты – транспортный, трофейный, по вопросам использования атомной энергии, по репарациям, Совет по радиолокации, различные постоянные комиссии. Государственный Комитет Обороны не имел собственного аппарата, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).
За крайне редкими исключениями постановления Государственного Комитета Обороны не подлежали публикации. На них стоит гриф «Совершенно секретно», дополняемый на отдельных постановлениях грифом «Особой важности».
Документы Государственного Комитета Обороны СССР (1941–1945 гг.), находятся на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.
Легальный марксизм
Появление “легального марксизма” зачастую трактовалось в исторической литературе, как маскировка под марксизм, а “легальные марксисты” объявлялись врагами рабочего движения, рядящимися в одежды его друзей с целью выхолостить революционную сущность марксизма. Дело же заключается как раз в особенностях формирования классовой структуры к ...
Итоги опричнины
В опричнину многие вотчины и поместья поменяли своих хозяев. Однако значительных переселений бояр и служилых людей из опричнины в земщину и наоборот, как показывают современные исследования, не было. Пострадали в основном родственники опальных.
Раньше было распространено мнение, что подверглись казням в основном бояре. Но при детальном ...
Предотвращение и урегулирование этнических конфлик тов в
новых независимых государствах
На момент своего распада Союз ССР переживал целый ряд переходных процессов - от централизованного планирования к рыночной экономике, от тоталитарной политической системы - к демократии, от административной сверхцентрализации - к развитию федерализма и деколонизации. Каждый из этих процессов в отдельности нес сам по себе риск стабильност ...