Строительство новых железных дорог
Страница 5

Итог первого этапа строительства Транссибирской магистрали

Здесь надо оговориться, что в этом пункте мы рассматриваем только часть работ по сооружению Транссиба. Именно ту часть, которая пришлась на вторую пол. XIX века.

За 10 лет строители Транссиба проложили 8144км железных дорог. Многие технические решения, найденные российскими инженерами, не имели аналогов. Так, впервые при сооружении тоннелей стали использовать теплоизоляционный слой между обделкой и грунтом в целях сохранения неподвижности вечномерзлых пород. При возведении моста через Енисей применили продольный метод надвижки больших ферм, обеспечивший ускорение монтажа пролетных строений. Ученые Института инженеров путей сообщения в лабораториях и на полигонах испытывали путей сообщения в лабораториях и на полигонах испытывали отечественные сорта цемента, новые типы рельсов, конструкции мостов, системы сигнализации и централизации, водо- и электроснабжения железной дороги, средства защиты ее от влияния вечной мерзлоты и горных обвалов. Строители Транссиба оставили будущим поколениям бесценные документы: каждая дорога подготовила альбом по истории строительства с пояснительной запиской, чертежами и фотоиллюстрациями. [32]

Знакомясь с ходом сооружения Транссиба, С.Ю. Витте отметил, что устройство такой магистрали делает честь русскому железнодорожному строительству. [33] Великий Сибирский путь позволил значительно оживить местные и транзитные перевозки. Он пересекал многочисленные судоходные реки, поэтому район местного тяготения превысил 2 млн. квадратных километров. Предполагаемый объем перевозок в 150 тыс. т груза был намного перекрыт и составил 675 тыс. т. в год. Стоимость строительства дорог Транссиба составила около 1 млрд. руб., средняя стоимость 1км пути доходила до 120 тыс. руб.

Транссибирская магистраль имела и огромное экономическое значение.

Привоз в Сибирь товаров (в пудах)

[34]

 

1897г.

1899г.

Сахар

257233

795658

Мануфактурные товары

210358

538770

Керосин

117458

48495

Каменный уголь, антрацит, кокс

25072

341631

Соль

15339

240092

Земледельческие орудия

51132

235794

Машины и машинные части

85655

200135

Табак и табачные изделия

29101

103141

Свежие фрукты и ягоды

8713

50685

Значение всего этапа.

За 1883-1900 годы основные показатели железнодорожного транспорта изменились примерно так: железнодорожная сеть увеличилась в 2 с лишним раза, грузооборот - более чем в 3 раза, количество перевозок - меньше чем в 2 раза.

В послереформенной России в период с 1861 по 1891 г. резко возросло производство промышленной продукции. Скачкообразность темпов строительства железных дорог была естественным отражением развития экономики. В период частного строительства 1861-1875 гг. было построено 15 554 км, в 1876-1891 гг. - 10 259 км дорог. В 1866 г. на 10 000 жителей приходилось 2,5 км рельсовых путей, через 20 лет - 3,8 км. [35]

В начальной стадии капитализма интенсивно осваивался внутренний рынок. В первые 15 лет железнодорожные перевозки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции были характерны для центра и юго-запада европейской части России, а в последующие годы - и для юго-восточных областей.

Еще одним важным итогом бурного железнодорожного строительства стало падение значения ярмарок в экономике. Развитие транспорта также способствовало уничтожению огромных разрывов цен на товары, существовавших в отдельных районах страны.

Разумеется, наблюдался бурный рост производства паровозов и вагонов, о чем можно наблюдать из нижеследующей диаграммы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Появление на территории нынешней Беларуси славян. Кривичи, дреговичи, радимичи
Историки и географы периода античности (I тыс. лет до н.э. - 476 г, н.э.) по-разному называют племена, имевшие отношение к той части Ойкумены, где сейчас находится Беларусь. Самый важный источник, в котором говорится о жителях нынешних белорусских земель времен античности, - это четвертая книга Геродотовой «Истории». Никто из авторов эт ...

Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на Руси
Согласно имеющимся фактам в политической истории России наличие князя у славян восходит к V-VI вв. н. э. Но в то время князь еще оставался: 1. родичем своих подчиненных; 2. был лицом выборным, которого в любой момент могли лишить полномочий. К IX веку относится легенда о приглашении частью славян на должность князя варяжского конунга Р ...

Военный деятель
С началом Гражданской войны и интервенции Ленин лично принимал активное участие в создании регулярной Красной Армии (выдвинул задачу формирования 3-миллионной армии), следил за ходом мобилизации (в том числе партийной), за вооружением и снаряжением, сумел организовать работу тыла (снабжение продовольствием), что в значительной мере повл ...