Строительство новых железных дорогСтраница 3
Иностранные предприниматели также предлагали свои услуги по строительству железных дорог. В 1857 г. американец Коллинз, в 1858 г. англичане Моррисон, Горн и Слейг планировали организовать для этой цели акционерные общества[26]. Однако их предложения не отличались конкретностью.
П.П. Мельников считал возможным осуществление Транссибирского пути на базе развитой системы железных дорог восточного направления (Волга-Урал). Одновременно с ним на этот вариант указывал полковник, впоследствии член Совета Министерства внутренних дел Е.В. Богданович. Занимаясь в 1866 г. вопросами предотвращения голода на Урале, он докладывал в МВД, что "единственным надежным средством и предупреждением голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги в Екатеринбург и далее до Тюмени". По материалам изысканий он издал труд[27], в котором обосновал варианты выхода железных дорог с Урала в Сибирь, чем и побудил научную общественность к обсуждению этой крупной проблемы.
К концу 80-х годов проблема надежной транспортной связи с Дальним Востоком еще больше обострилась4. Полковник Генерального штаба Н.А. Волошинов писал: " . все державы с завистью смотрят на наш Владивосток". [28]
В 1883-1887 гг. были проведены большие работы по сооружению Окско-Енисейской водной системы с расчищением и спрямлением ряда русел небольших рек, устройством канала длиной 7,8 км, постройкой плотины и шлюзов6. В результате появилась возможность перевозить грузы и пассажиров по водно-железнодорожному пути: от С. - Петербурга по Волго-Балтийской водной системе до Перми, далее по островной железной дороге Пермь-Екатеринбург-Тюмень, затем по Обско-Енисейской и Селенгинской водным системам и далее по Амуру вплоть до Тихого океана. Протяженность этого пути составляла более 10 000 км, но его использование целиком зависело от погодных условий. Поэтому путешествие было весьма тяжелым, продолжительным, а порой и рискованным. Только железнодорожный транспорт мог по-настоящему способствовать освоению Сибири.
К обсуждению вопроса строительства Сибирского пути были привлечены министерства путей сообщения, военное, финансовое, морское, внутренних дел, земледелия и государственного имущества, императорского двора.6 июня 1887 г. считается датой принятия правительственного решения о необходимости сооружения дороги. При этом предполагалось, что она будет не сплошной, а смешанной, водно-железнодорожной.
В соответствии с указанным решением три изыскательские партии под руководством Н.П. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати начали топогеодезическую съемку и изучение Средне-Сибирского, Забайкальского и Южно-Уссурийского участков, самых трудных в природно-климатическом отношении. Эти участки должны были соединить Обь с Байкалом, Байкал с Амуром и, наконец, Уссури (приток Амура) с Тихим океаном.
ИРТО
В формировании позиции научной общественности относительно сооружения Сибирской железной дороги важную роль сыграло Императорское русское техническое общество. В период ажиотажного наступления на правительство представителей различных ведомств, местных чиновников и купечества по поводу выбора направления Сибирской дороги и способов ее возведения важно было услышать весомое слово ведущих специалистов железнодорожного дела.18 декабря 1887 г. в ИРТО состоялась беседа по докладу вице-адмирала Н.В. Копытова "О наивыгоднейшем направлении магистральной и непрерывной всероссийской великой восточной железной дороги"[29]. Совет общества образовал комиссию под председательством А.Н. Горчакова, возглавлявшего железнодорожный отдел ИРТО, для обсуждения проблем Сибирского пути. В марте 1888 г. она заслушала доклады инженера путей сообщения Н.А. Сытенко и горного инженера Л.А. Ячевского и признала необходимым рассмотреть вопрос о Сибирской дороге после тщательных рекогносцировок самых трудных ее участков.
В начале 90-х годов в печати высказывались предложения об устройстве Транссиба узкоколейным, но они не нашли поддержки у специалистов. На одном из заседаний железнодорожного отдела ИРТО Н.П. Меженинов сказал по этому поводу, что Сибирская дорога будет иметь важное торговое и государственное значение и, как дорога транзитная, непременно должна быть ширококолейной; будущность ее для экономики края, торговли с Дальним Востоком чрезвычайная.
Основополагающую роль в деятельности комиссии ИРТО сыграли профессора М.Н. Герсеванов, Н.А. Белелюбский, Я.Н. Гордеенко, С.Д. Карейша, А.Д. Романов, а также инженеры путей сообщения Н.П. Меже-нинов, А.И. Урсати, М.А. Аничков, Н.А. Сытенко и др. Все материалы заседаний (а их было тринадцать) публиковались в журнале "Железнодорожное дело" за 1889 г. (через год они вышли отдельным изданием в подробном изложении) [30]. Выработка основных концепций изыскания и проектирования Сибирской дороги, определение возможностей и способов ее сооружения - такова суть деятельности комиссии. Выводы и рекомендации ее были доложены правительству в июне 1889 г.
Почему город назван "Мангазея"?
Одно из предположений, что своим необычным названием город обязан энецкому роду Монгкаси, обитавшему некогда в низовьях Таза. В новгородском предании XV века "Сказание о человецах незнаемых в восточной стране" о них сообщалось следующее:
.за Югорскою землею над морем живут люди Самоедь, зовомы Могонзеи; а ядь их мясо оленье ...
Знакомство с марксизмом
По окончании гимназии Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета, откуда был исключен с первого курса за участие в либеральной студенческой сходке. Брат, покусившийся на жизнь самодержца, также становился препятствием для академической карьеры Ленина. Его сослали в имение матери Кокушкино, где он очень много читал, ...
Эстония
Если по последней советской переписи 1989 года эстонцы составляли 61,5% населения страны, то перепись 2000 года показала, что их доля выросла до 67,9%.
Произошло это исключительно благодаря падению численности русскоязычного населения: все население страны между двумя переписями сократилось с 1 миллиона 566 тысяч до 1 миллиона 377 тыся ...