Строительство новых железных дорог
Страница 4

По "северному" варианту, выдвинутому ранее министром путей сообщения К.Н. Посьетом, магистраль должна пройти по маршруту Златоуст-Челябинск-Омск-Томск-Красноярск-Нижнеудинск-Иркутск-Абагайтуй-Хайлар-Цицикар-Гирин-Нингута-Никольское-Владивосток. Был ещё и "южный", но он оказался более затратным

Рекомендовалось от Челябинска до Владивостока устроить железнодорожно-водный путь (с использованием паромных переправ), причем водная часть приходилась на районы Дальнего Востока. Причинами такого решения были чрезвычайная перевалистость местности вдоль Амура и сомнительная возможность прокладки магистрали через Маньчжурию.

Земли вдоль строящейся железной дороги предлагалось не продавать, а раздавать, что способствовало бы активизации заселения Сибири. Срок строительства - от изысканий до ввода магистрали в постоянную эксплуатацию - определялся в 10 лет. Финансирование обеспечивала государственная казна.

Таким образом, на основе всесторонних дискуссий, рассмотрения результатов предварительных изысканий отдельных участков Транссиба давались достаточно четкие установки будущим строителям.

Структура управления строительством Великого Сибирского пути.

В феврале 1891 г. вышел Указ о строительстве "сплошной через всю Сибирь железной дороги"[31] от Челябинска до Владивостока. Сооружение ее объявлялось "великим народным делом". Магистраль делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую. Позднее появилась Китайско-Восточная железная дорога. Особое совещание Совета министров выделило три этапа производства изысканий и строительства Транссиба:

Владивосток-Графская (408 км); Челябинск-Обь (1418 км); Обь-Иркутск (1818 км);

Графская-Хабаровск (361 км); Мысовая-Сретенск (1104 км);

Иркутск-Мысовая (307 км); Сретенск-Хабаровск (2051 км).

19 мая 1891 г. во Владивостоке началось строительство Великого Сибирского пути. Всеми делами стройки ведали Управление по сооружению Сибирских железных дорог, Инженерный совет МПС и Мостовая комиссия, подчинявшиеся Временному управлению казенных железных дорог, которое входило в Железнодорожный департамент МПС. С февраля 1894 г. начал работу Комитет Сибирских железных дорог, в состав которого входили министры различных ведомств. Он осуществлял общее руководство проектированием и строительством. В ноябре 1892 г. правительство выделило 150 млн. руб. на первоочередные и 20 млн. руб. на вспомогательные работы. Строительство предполагалось завершить в следующие сроки: Челябинск-Обь-Красноярск - в 1896 г.; Красноярск-Иркутск - к 1900 г.; линию Владивосток-Графская - к 1894-1895 гг. Предварительная стоимость строительства была определена в 350 млн. руб. золотом, или 44 тыс. руб. на километр.

В инженерных кругах возник вопрос о способах строительства магистрали. Некоторые предлагали отказаться от частного способа и перейти к хозяйственному, когда подрядчикам передавались лишь некоторые виды работ. Многие специалисты из собственного опыта знали, что при частном способе производства работ предприниматели стремятся получить выгодные подряды на капиталоемкие сооружения, за постройку которых будут и честь, и награда, и деньги. Порой инженеры-строители становились одновременно и акционерами стройки. Однако из-за боязни, что большое количество средств уйдет "впустую", было решено строить дорогу за казенный счет. Широкий размах работ при принятом способе строительства (за счет государства) позволил целесообразно маневрировать рабочей силой. Это давало преимущество перед частным способом, когда строительство осуществляется разрозненными, конкурирующими акционерными обществами. Надо сказать, строительство шло очень продуктивно и с опережением сроков на 2 года. Однако не всегда в ход шли только государственные деньги. В 1894 г. встал вопрос о строительстве одного из участков дороги. С.Ю. Витте обосновал выгодность строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая, по сравнению с другими предложенными вариантами, проходила по менее пересеченной местности и была более короткой. В 1895 г. был создан Русско-китайский банк, что позволило субсидировать вновь образованное акционерное общество КВЖД. Гарантом общества с капиталом 5 млн. руб. стало Министерство финансов. Сопредседателем компании от российской стороны назначили С.И. Кербедза. "Он был чрезвычайно талантливый инженер . и, в сущности говоря, главным деятелем по сооружению этой дороги". С.И. Кербедз составил план постройки КВЖД, проекты Хинганского тоннеля и мостов через реки в зоне строительства. С 1897 г. под руководством инж. А.И. Юговича велись пред построечные изыскания дороги. В том же году началось ее сооружение. Акционерному обществу поручалось, кроме того, строительство ветвей от Китайского разъезда до ст. Маньчжурия (374 км) и от Харбина на Квантунский полуостров к Порт-Артуру и порту Дальний (1025 км). Всего компании предстояло проложить около 2920 км железных дорог, в том числе основную часть КВЖД протяженностью 1520 км.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Негласный комитет
Еще в середине 1790-х годов сразу поле смерти Екатерины II вокруг великого князя Александра Павловича сложился круг единомышленников или так называемый «кружок молодых друзей». Все они отчетливо видели пагубность усилий Павла I по превращению России в казарму, были сторонниками идей просвещенного абсолютизма, мечтали о реформах и переме ...

Безумный самодержец
Между тем в личной жизни Ивана Грозного царили хаос и трагедия. Несмотря на искреннюю привязанность к Анастасии, через две недели после ее смерти он объявил, что женится снова – на этот раз в поисках политического альянса на сестре польского короля Сигизмунда II Августа. Сигизмунд отказал ему, и Иван Грозный женился на Марии, дочери каб ...

Быт и культура монастырей в до-монгольское время. Накопление духовного опыта внутри русских монастырей и их влияние на развитие общества
Конец первого тысячелетия христианской эры стал рубежом чрезвычайно важным в судьбах Восточной Европы. Христианизацией славянских народов завершился многовековой процесс становления религиозной и культурной общности, простирающейся от Британских островов до Урала и называемой «христианским миром». В это время Византия переживала своего ...