Политические и правовые учения Питирима Сорокина
Страница 1

Учебные материалы » Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли » Политические и правовые учения Питирима Сорокина

Основные его учения основываются на социологии. Весной 1920 года им были написаны два тома "Системы социологии". В этой работе Сорокин, по собственному признанию, попытался запечатлеть "смутный абрис социологической науки".

Вся социология делится на теоретическую и практическую.

В свою очередь, теоретическая социология распадается на три основных отдела:

1) "…на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения". Она дробится на два подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления, и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений;

2) "…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы". Она делится на три части: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов, учение о физиологических процессах в среде любой социальной группы, и третья часть изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти;

3)"…на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений ‹…› ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции".

Практическая социология или "социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни ‹…› для наилучшего использования социально-психической энергии".

Это видение структуры социологического знания Сорокин пронесет сквозь все годы своей научной деятельности. Многие версии и наметки двухтомника "Системы социологии", выпущенного в Советской России, он будет использовать и разрабатывать в своих работах американского периода.

Далее он, видя происходящее в России, становление тоталитаризма пишет новую книгу "Влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и социальную организацию", которая закончена им в мае 1922 года и подготовлена к печати в кооперативном издательстве "Колос", цензура сначала безжалостно искромсала, а затем и вовсе запретила данное произведение. И не удивительно: в этой книге Сорокин проводит мысль о том, что тоталитарная идеология и голод - близнецы, что грубо сколоченному недемократическому режиму, построенному на принципе материального распределения не по заслугам перед страной и обществом, а перед руководящей партией, не выгодно изобилие, и продовольственная проблема тут будет решаться вечно, а голод будет выступать политическим орудием. Большинство революций, делал вывод Сорокин, в конечном счете разбивается при неверной деревенской политике. Политика большевиков в отношении деревни чревата голодом.

После эмиграции в Америку Сорокин пишет книгу "Социология революции". В сущности, она стала третьим томом "Системы социологии". В ней рассматривалось поведение людей из различных социальных групп во время революции, а также исследовался характер неизбежных постреволюционных изменений в составе общества. Любая революция, пишет Сорокин, влечет механическое перемещение человека, взятого индивидуально и коллективно в различной социальной среде, под которой понимается особое состояние, напластование, комбинация социальных групп. Революция нарушает обычную комбинацию, перетряхивает состав групп, какие-то группы уничтожает, создает новые. В этом процессе Сорокин выделяет несколько фаз: "Первая, короткая фаза, - эмоциональный, волевой, интеллектуальный протест против власти и ее разложения; вторая - „половодье“ - идет механическое перемещение людских составов верхних и низших ступеней социальной лестницы, часто эти перемещения сопровождаются террором и свирепыми войнами; последняя фаза - „река входит в свои берега“ - социальный порядок восстанавливается".

Ученый выделяет "особое состояние революции" - потерю "исторической памяти" народа, поскольку каждая великая революция хочет начинать историю с даты собственного рождения. Отсюда культурное варварство и нигилизм по отношению к собственному прошлому, другим культурам.

Исследовав в общей сложности около 70 известных человечеству революций, Сорокин делает вывод: итоговый "позитив" каждой революции можно было достичь реформами, избежав тем самым огромного потока крови, неоправданного уничтожения материальных и духовных ценностей.

К 1927 году он заканчивает свою вторую американскую книгу "Социальная мобильность", которую можно считать четвертым томом "Системы социологии". Здесь Сорокин выделяет три главные составляющие социальной мобильности: экономическая стратификация (богат-беден); политическая (руководитель-исполнитель); профессиональная (мастер-подмастерье).

Страницы: 1 2 3