Политические и правовые учения Питирима Сорокина
Страница 3

Учебные материалы » Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли » Политические и правовые учения Питирима Сорокина

При этом Сорокин, выступая в этом же году на организованном Центром симпозиуме, считает доказанными следующие положения.

1. Бескорыстная, созидающая любовь - это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские.

2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть.

3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов.

Он выделяет три типа альтруистов.

1. Прирожденные - изначально обладающие целостной системой личностных качеств и ценностей. Такие люди тихо и естественно наращивают свой альтруистический потенциал без влияния каких-либо катастрофических событий или резких перемен в жизни.

2. Обращенные - их жизнь резко делится на два периода - доальтруистский и альтруистский. Переход происходит под воздействием личной или общественной катастрофы, протекает очень болезненно и длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

3. Смешанный тип - несет в себе черты как прирожденных, так и обращенных альтруистов.

Опираясь на полученные данные о типах альтруистов, Сорокин поднимает вопрос о законе поляризации, который он сформулировал еще в своей работе "Человек и общество в эпоху бедствий" (1941). Сорокинский закон поляризации гласит: люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности. Либо нравственно мужают и проявляют чудеса творчества и альтруизма (позитивная поляризация), либо деградируют, звереют, впадают в цинизм и самовозвеличивание (негативная поляризация).

Сорокин также пересмотрел господствующие ранее теории структуры личности и личностной интеграции. Вместо бытующего представления о ментальной структуре человека как двухслойного пирога - бессознательное (подсознательное) и сознательное (рациональное) - Сорокин сконструировал структурную схему личности, которая скорее напоминает кошелек с четырьмя отделениями:

1) биологически бессознательное (инстинкты, рефлексы);

2) биологическое сознание (представления, воображение);

3) социокультурное сознание (информация, которую мы получаем в семье, трудовом коллективе, партии, науке);

4) сверхсознание (осмысление интергальных связей бытия, мира в целом).

Именно сверхсознание Сорокин считает основным источником всех величайших достижений во всех отраслях культуры - от науки и изящных искусств до религии и этики.

Сверхсознание также является необходимым условием для того, чтобы стать "гением альтруистической любви".

В 1960 году Сорокин принял участие в XIX Международном социологическом конгрессе в Мехико. Где почетный профессор Гарварда в отставке своим докладом по поводу "Взаимной конвергенции Соединенных Штатов и СССР на пути к обществу смешанного социокультурного типа" произвел на конгрессе настоящий фурор. В своем очерке Сорокин выступал сторонником мирного существования и сближения двух систем - капиталистической и социалистической, доказывая, что ни та, ни другая не являются "Эдемом на земле". Он призывал страны объединяться для решения объективно общих проблем - экологии, разоружения и создания новой системы ценностей. Однако в России данные идеи Сорокина были восприняты как злой умысел и нападки на "лучшую в мире советскую действительность".

Итак, его взгляды на общество своего времени были по преимуществу негативными и пессимистическими, начиная с острого антагонизма к коммунистическому режиму в России и заканчивая западным миром также. Спасение мира он видел в альтруистической любви. Этот взгляд частично возник у него под влиянием Льва Толстого, любовь к России была постоянной в течение всей жизни. Его влияние на социальные науки через его книги и преподавание были необычайными.

Страницы: 1 2 3 

Восточный кризис и Русско-Турецкая война 1877-1878 гг
После отмены основной статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря Россия вновь получила возможность оказывать более активную поддержку народам Балканского полуострова в борьбе против османского ига. Первый этап восточного кризиса 70-х годов XIX в. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине. Вскоре оно расп ...

Тукулерское государство аль-Хадж Омара
Среди преемников Ахмаду, наибольшую известность получил аль-Хадж Омар (1797—1864), выходец из племени ту ку лер (одного из народов Фульбе). Он был одним из выдающихся политических и религиозных деятелей Западной Африки. Выходец из среды мусульманского духовенства, в 20-е годы во время паломничества в Мекку примкнул к секте тиджанийя, в ...

От полковника до фельдмаршала
Военная манера Суворова начиналась в эпоху, когда в военном искусстве безраздельно господствовали кордонная стратегия и линейная тактика. Основное правило кордонной стратегии сводилось к тому, чтобы равномерно распределить войска на театре военных действий с целью одновременного прикрытия всех направлений. Главной задачей считалось не у ...