Политические и правовые учения Питирима СорокинаСтраница 3
При этом Сорокин, выступая в этом же году на организованном Центром симпозиуме, считает доказанными следующие положения.
1. Бескорыстная, созидающая любовь - это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские.
2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть.
3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов.
Он выделяет три типа альтруистов.
1. Прирожденные - изначально обладающие целостной системой личностных качеств и ценностей. Такие люди тихо и естественно наращивают свой альтруистический потенциал без влияния каких-либо катастрофических событий или резких перемен в жизни.
2. Обращенные - их жизнь резко делится на два периода - доальтруистский и альтруистский. Переход происходит под воздействием личной или общественной катастрофы, протекает очень болезненно и длится от нескольких месяцев до нескольких лет.
3. Смешанный тип - несет в себе черты как прирожденных, так и обращенных альтруистов.
Опираясь на полученные данные о типах альтруистов, Сорокин поднимает вопрос о законе поляризации, который он сформулировал еще в своей работе "Человек и общество в эпоху бедствий" (1941). Сорокинский закон поляризации гласит: люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности. Либо нравственно мужают и проявляют чудеса творчества и альтруизма (позитивная поляризация), либо деградируют, звереют, впадают в цинизм и самовозвеличивание (негативная поляризация).
Сорокин также пересмотрел господствующие ранее теории структуры личности и личностной интеграции. Вместо бытующего представления о ментальной структуре человека как двухслойного пирога - бессознательное (подсознательное) и сознательное (рациональное) - Сорокин сконструировал структурную схему личности, которая скорее напоминает кошелек с четырьмя отделениями:
1) биологически бессознательное (инстинкты, рефлексы);
2) биологическое сознание (представления, воображение);
3) социокультурное сознание (информация, которую мы получаем в семье, трудовом коллективе, партии, науке);
4) сверхсознание (осмысление интергальных связей бытия, мира в целом).
Именно сверхсознание Сорокин считает основным источником всех величайших достижений во всех отраслях культуры - от науки и изящных искусств до религии и этики.
Сверхсознание также является необходимым условием для того, чтобы стать "гением альтруистической любви".
В 1960 году Сорокин принял участие в XIX Международном социологическом конгрессе в Мехико. Где почетный профессор Гарварда в отставке своим докладом по поводу "Взаимной конвергенции Соединенных Штатов и СССР на пути к обществу смешанного социокультурного типа" произвел на конгрессе настоящий фурор. В своем очерке Сорокин выступал сторонником мирного существования и сближения двух систем - капиталистической и социалистической, доказывая, что ни та, ни другая не являются "Эдемом на земле". Он призывал страны объединяться для решения объективно общих проблем - экологии, разоружения и создания новой системы ценностей. Однако в России данные идеи Сорокина были восприняты как злой умысел и нападки на "лучшую в мире советскую действительность".
Итак, его взгляды на общество своего времени были по преимуществу негативными и пессимистическими, начиная с острого антагонизма к коммунистическому режиму в России и заканчивая западным миром также. Спасение мира он видел в альтруистической любви. Этот взгляд частично возник у него под влиянием Льва Толстого, любовь к России была постоянной в течение всей жизни. Его влияние на социальные науки через его книги и преподавание были необычайными.
Историография
При написании реферата я пользовался двумя основными источниками:
П.А. Хромов, Экономика России периода промышленного капитализма. Эта книга помогла мне выстроить временную структуру, по которой можно разделить этап развития транспорта в России
История железнодорожного транспорта России т.1. Эта книга стала основной базой для описания ...
Октябрьская революция
С 20 по 24 октября ЦК фактически не допускал Ленина в Смольный, он появился там без предварительного согласования вечером 24. Именно с этого момента ленинская энергия, воля, работоспособность становятся поистине титаническими. Его статьи («Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего»), написанные в это ...
Русско-японская война.
Инициатива в развязывании войны с Россией принадлежала Японии. Однако этой войны объективно желала и часть высших сановников России. За несколько месяцев до ее начала министр внутренних дел В. К. Плеве говорил о желательности «маленькой победоносной войны» для укрепления авторитета власти. Вместе с тем готовность русской армии на ма ...