Политические и правовые учения Питирима Сорокина
Страница 3

Учебные материалы » Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли » Политические и правовые учения Питирима Сорокина

При этом Сорокин, выступая в этом же году на организованном Центром симпозиуме, считает доказанными следующие положения.

1. Бескорыстная, созидающая любовь - это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские.

2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть.

3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов.

Он выделяет три типа альтруистов.

1. Прирожденные - изначально обладающие целостной системой личностных качеств и ценностей. Такие люди тихо и естественно наращивают свой альтруистический потенциал без влияния каких-либо катастрофических событий или резких перемен в жизни.

2. Обращенные - их жизнь резко делится на два периода - доальтруистский и альтруистский. Переход происходит под воздействием личной или общественной катастрофы, протекает очень болезненно и длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

3. Смешанный тип - несет в себе черты как прирожденных, так и обращенных альтруистов.

Опираясь на полученные данные о типах альтруистов, Сорокин поднимает вопрос о законе поляризации, который он сформулировал еще в своей работе "Человек и общество в эпоху бедствий" (1941). Сорокинский закон поляризации гласит: люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности. Либо нравственно мужают и проявляют чудеса творчества и альтруизма (позитивная поляризация), либо деградируют, звереют, впадают в цинизм и самовозвеличивание (негативная поляризация).

Сорокин также пересмотрел господствующие ранее теории структуры личности и личностной интеграции. Вместо бытующего представления о ментальной структуре человека как двухслойного пирога - бессознательное (подсознательное) и сознательное (рациональное) - Сорокин сконструировал структурную схему личности, которая скорее напоминает кошелек с четырьмя отделениями:

1) биологически бессознательное (инстинкты, рефлексы);

2) биологическое сознание (представления, воображение);

3) социокультурное сознание (информация, которую мы получаем в семье, трудовом коллективе, партии, науке);

4) сверхсознание (осмысление интергальных связей бытия, мира в целом).

Именно сверхсознание Сорокин считает основным источником всех величайших достижений во всех отраслях культуры - от науки и изящных искусств до религии и этики.

Сверхсознание также является необходимым условием для того, чтобы стать "гением альтруистической любви".

В 1960 году Сорокин принял участие в XIX Международном социологическом конгрессе в Мехико. Где почетный профессор Гарварда в отставке своим докладом по поводу "Взаимной конвергенции Соединенных Штатов и СССР на пути к обществу смешанного социокультурного типа" произвел на конгрессе настоящий фурор. В своем очерке Сорокин выступал сторонником мирного существования и сближения двух систем - капиталистической и социалистической, доказывая, что ни та, ни другая не являются "Эдемом на земле". Он призывал страны объединяться для решения объективно общих проблем - экологии, разоружения и создания новой системы ценностей. Однако в России данные идеи Сорокина были восприняты как злой умысел и нападки на "лучшую в мире советскую действительность".

Итак, его взгляды на общество своего времени были по преимуществу негативными и пессимистическими, начиная с острого антагонизма к коммунистическому режиму в России и заканчивая западным миром также. Спасение мира он видел в альтруистической любви. Этот взгляд частично возник у него под влиянием Льва Толстого, любовь к России была постоянной в течение всей жизни. Его влияние на социальные науки через его книги и преподавание были необычайными.

Страницы: 1 2 3 

Большой театр в огне
Пожар Большого театра в Москве явился прологом театрально-зрелищных катастроф второй половины столетия. Большой московский театр, построенный на месте сгоревшего в 1805 г. Петровского театра Медокса, был открыт торжественным спектаклем 6 января 1825 г. Величественное здание театра сконструировано по проекту архитекторов Михайлова и Бове ...

Первые шаги советской власти
Суть послеоктябрьских политических маневров Ленина — не допустить коалиционного (так называемого «однородного» — от народных социалистов до большевиков) социалистического правительства (причем в противовес позиции ЦК добиться создания такового без Ленина и Троцкого). Против Ленина выступили Каменев, А. И. Рыков, В. П. Милютин, В. П. Ног ...

Изменения в политике абсолютизма в конце правления Елизаветы I. Кризис абсолютизма
В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г., когда правительство запретило обсуждение церковных вопросов в парламенте, чем вызвало сильное недовольство. Елизавета Тюдор прекр ...