Введение
Страница 1

Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века, в исторической литературе, характеризуется как процесс изменения, развития и деградации политических отношений и институтов.

В связи с этим целью работы будет анализ процесса развития и предпосылок распада политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века, а предметом будет выступать изучение эволюции взаимодействия основных политических структур: княжеская власть, дружина, церковь, вече; составляющих политическую систему.

“Эволюционный процесс” политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века происходил в период существования византийско-славянской цивилизации, впитавшей в себя политические элементы скандинавской (варяги), восточной (кочевые племена: хазары, печенеги, половцы) общностей и Византийской империи.

В первой половине IХ века существовали такие формы власти как власть старейшины рода, вождя племени, вождя союза племен. Объединение Новгорода и Киева Олегом создало “суперсоюз”, который в годы княжения Святослава (964-972 гг.) оформился в “протогосударство” восточных славян. С 973-980 гг. на Руси существовала слабая княжеская власть (Ярополк Святославович) с доминирующей над ней верхушкой из “княжьих мужей”, выходцев из варяжских племен - Свенельд, Лют, Рогволд. С 980-1015 гг. княжеская власть берет курс на укрепление своих позиций в обществе восточных славян (Владимир I). Но здесь еще была велика роль “старцев” - племенной знати восточных славян, исполнявших судебно-административные функции. Только княжение Ярослава I с 1019-1054 гг. упрочило княжескую власть и христианскую (православную) религию. При этом князе Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод, создав “триумвират”, своей деятельностью вели Русь к раздробленности. С введением в 1097 г. на съезде князей в г. Любече “отчинного” порядка наследования областей на Руси происходит, по сути дела, оформление княжеской конфедерации. Попытку возвышения княжеской власти сделал Владимир Мономах, своего рода “президент” конфедерации. При нем действительно возросло влияние князя Киева, ему удалось прекратить “усобицы”. Дело Мономаха продолжил сын – Мстислав, но после завершения его княжения в 1132 г. территория Киевской Руси раздробилась.

В итоге княжеская власть с первой половины IX по 30-е годы XII века воплощалась в “образе”: 1) объединителя племен; 2) верховного судьи; 3) оборонителя земли от внешних врагов; 4) охранителя материального благосостояния Руси; 5) установителя единой денежной системы; 6) организатора упорядоченной налоговой системы; 7) верховного законодателя.

Оплотом княжеской власти выступал административно-исполнительный аппарат, представленный в княжеской дружине, состоящей из двух звеньев: старшего и младшего.

“Старшие” дружинники являлись: 1) княжескими наместниками в волостях и городах; 2) воеводами у ополчения из ремесленников и смердов; 3) военными разведчиками; 4)миротворцами в княжеских распрях; 5)послами; 6) советниками князей. “Молодые” дружинники могли осуществлять управление княжеским дворцом (“огнищанин”), быть “ключниками”, “конюхами”, “вирниками”, “мытниками”, “тиунами”, профессиональными воинами, телохранителями князей и полицейскими.

Поддерживала княжескую власть и православная церковь.

Церковь также имела свою иерархию: митрополит Киевский, епископы, игумены и игуменьи, священники, монахи и монахини. У церкви были и “церковные люди”, которые либо служили церкви – “церковные певцы”, “свечегасы”, “просвирницы”, “лечецы”, либо нуждались в ее поддержке – “калеки”, “юродивые”, “убогие”, “изгои”. Митрополит Киевский, епископы и игумены своими действиями накладывали “своеобразный отпечаток” для Руси: 1) укрепляли княжескую власть через “проповеди” мирянам; 2) участвовали в нормотворчестве; 3) осуществляли правосудие; 4) участвовали в дипломатических миссиях; 5) выступали в качестве “миротворцев”; 6) защищали дарованные церкви земли; 7)увеличивали социальную группу – “изгоев”, чье положение имело некоторое сходство с крепостными людьми.

Другую позицию занимали боярство и вече.

Боярство нуждалось в князьях лишь для того, чтобы: 1) укрепить свой политический статус; 2) увеличить материальное благосостояние; 3)приобрести земельные владения. Вече же в Киевской Руси являлось органом местного самоуправления, члены которого (купеческо-ремесленная верхушка), преследуя свои интересы, воплощали в “жизнь” нужды боярства, так как компетенция веча не была четкой: 1) решало вопросы об обороне города, и 2) вопросы о престолонаследии.

Страницы: 1 2 3 4

Расправа
В 1560 г. (еще до смерти Анастасии) Иван сослал Сильвестра в северный Соловецкий монастырь. Там протопоп принял монашество. Царь гордился, что не казнил «попа-невежу» и не тронул его сына, а просто прогнал их с глаз долой. Потом опалу наложили на Адашевых. Алексея и Данилу отослали воеводами на Ливонскую войну. Но вслед им уже спешили ...

Битва на Волге
Почти три месяца ни днем, ни ночью не прекращалась битва на Волге. Фашистская армия непрерывно штурмовала город. В первых числах октября враг захватил значительную часть города и смог отрезать 64 армию от 62 армии. Бои носили кровопролитный характер. Неоднократно переходил из рук в руки Мамаев курган, территории Тракторного завода и за ...

Реформа народного образования
В 1803 -1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 года «Об устройстве училищ» в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить ...