ВведениеСтраница 2
Таким образом, эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века была “волнообразной”, с доминированием, на некоторое время, то монархического, то аристократического начал власти.
“Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” является одной из “проблемных” тем в исследованиях политической истории России.
Это, конечно, связано с большими пробелами в изучении данного периода политической истории, выраженными в отсутствии достаточно прочной “источниковой базы”, будь то памятники литературы Древней Руси или же множество концепций ученых-историков которые, в большинстве своем, несут противоречивый характер, не отображая, тем самым, достоверные сведения.
В политологии, “политическая система государства” – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.[1]
Основным же политическим институтом политической системы общества, организующим и контролирующим совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций будет выступать государство. Выделяются три основные функции государства: организационная, управляющая, преследующая общие цели – сохранения и жизнедеятельности, достижения “общего блага”, единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса; специфическая функция господства и подавления, и в этом смысле государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами, государством и классами, и не менее специфическая функция государства – создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного аппарата и отношений государства и общества со всеми присущими ему общественными отношениями (социальными, экономическими, политическими, культурными, правовыми).
Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля.
Таким образом, государство – это результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.
Отсюда же политическая система восточнославянского общества с первой половины IX по 30-е годы XII века будет определяться ее классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, политико-правового статуса государства, характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе, исторической традицией уклада политической жизни.
В исторической литературе “эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” характеризуется как процесс изменения, развития и деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства нового типа. Определяет способность системы адаптироваться к изменениям в обществе славян.
“Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” отмечена некоторыми тенденциями: тенденции концентрации и деконцентрации политической власти, ее централизации и децентрализации; борьбу этих тенденций; общий процесс усложнения системы и ее подсистем; формализацию системы, ее юридическое оформление; расширение политического участия, т.е. более полное включение восточных славян в политическую жизнь; более полное сочетание гражданских и политических отношений; реорганизацию отношений власти и народа; формирование в структуре политической системы Киевской Руси массовых процессов.
Внешняя политика
Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе — борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге — защита страны от набегов крымского хана.
Присоединение и освоение новых земель. Образовавшиеся в результате распада Золот ...
Спор из-за крепостного права
Город вторгался в чужие прерогативы. Купеческие депутаты настойчиво добивались права крепостных приказчиков и работников при неблагонадежности вольнонаемных: заберут деньги и убегут, не отработав их.
Дворянство не довольствовалось своим наличным земледелием, простирало виды на бывшие церковные земли с крестьянами: в дворянских наказах ...
Поход Тимура на Индию
Тамерлан возобновил свои успешные кампании грабежа на одной из самых богатых частей света. Но в соответствии со сложившейся традицией он придал своим действиям религиозную окраску. Тюркский султанат Дели в основном был мусульманским, и многие из его правителей систематически предпринимали действия по массовому обращению индусов в ислам. ...