Введение
Страница 2

Таким образом, эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века была “волнообразной”, с доминированием, на некоторое время, то монархического, то аристократического начал власти.

“Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” является одной из “проблемных” тем в исследованиях политической истории России.

Это, конечно, связано с большими пробелами в изучении данного периода политической истории, выраженными в отсутствии достаточно прочной “источниковой базы”, будь то памятники литературы Древней Руси или же множество концепций ученых-историков которые, в большинстве своем, несут противоречивый характер, не отображая, тем самым, достоверные сведения.

В политологии, “политическая система государства” – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.[1]

Основным же политическим институтом политической системы общества, организующим и контролирующим совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций будет выступать государство. Выделяются три основные функции государства: организационная, управляющая, преследующая общие цели – сохранения и жизнедеятельности, достижения “общего блага”, единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса; специфическая функция господства и подавления, и в этом смысле государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами, государством и классами, и не менее специфическая функция государства – создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного аппарата и отношений государства и общества со всеми присущими ему общественными отношениями (социальными, экономическими, политическими, культурными, правовыми).

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля.

Таким образом, государство – это результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Отсюда же политическая система восточнославянского общества с первой половины IX по 30-е годы XII века будет определяться ее классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, политико-правового статуса государства, характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе, исторической традицией уклада политической жизни.

В исторической литературе “эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” характеризуется как процесс изменения, развития и деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства нового типа. Определяет способность системы адаптироваться к изменениям в обществе славян.

“Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века” отмечена некоторыми тенденциями: тенденции концентрации и деконцентрации политической власти, ее централизации и децентрализации; борьбу этих тенденций; общий процесс усложнения системы и ее подсистем; формализацию системы, ее юридическое оформление; расширение политического участия, т.е. более полное включение восточных славян в политическую жизнь; более полное сочетание гражданских и политических отношений; реорганизацию отношений власти и народа; формирование в структуре политической системы Киевской Руси массовых процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Советско-германский пакт о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов.
Канун второй мировой войны по сей день остается темой дня бесчисленных публикаций. Это неудивительно. Основная причина этого в том, что в советской исторической науке в данное время не обсуждались все подробности политического кризиса перед войной, не достаточно подробно исследовались советско-германские отношения данного периода. Основ ...

Другие племена и контакты с ними
Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена - предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. ...

Зарубежная историография
В XIX в. Была создана « классическая» историография. К ней относятся такие историки как Ф.Минье, А.Тьера, А.Олара, утверждавших, что якобинское правительство было, прежде всего, правительством национальной обороны, а террор, составлявший стержень его политики, - всего лишь вынужденным средством защиты от внешних и внутренних врагов. Кон ...