Распад СССР и создание СНГ
Страница 3

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа "О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях".

29 августа - Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

Кроме того, Н.Назарбаев издал указы "Об образовании Совета Безопасности КазССР", "О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР", "О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР", "Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР".

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел значительно более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся 5 (внеочередной) Съезд Народных Депутатов СССР. По предложению М.Горбачева, Н.Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

- во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;

-во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный Совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года Съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным Советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом -большая часть республик не послали в Государственный Совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года, с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.

В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе. Но он уже не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызтан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры "семерки" решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М. Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.

Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование.

Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров "пятерки" (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов, (по свидетельству Н.Назарбаева), предложил рассмотреть возможность создания конфедерации центральноазиатских государств в ответ на решения в Беловежской пуще.

В конечном итоге лидеры "пятерки" дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившееся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на "нейтральной" территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров "тройки", "пятерки", Армении, Азербайджана, Молдавии.

Страницы: 1 2 3 4

Политика и стратегия европейских монархических держав
Сточный вопрос всегда волновал европейские монархии, которые статрались держать руку на пульсе восточных событий. Борьба европейских монархий с революцией лишь на время отвлекла их от восточных дел. Задушив совместны ми усилиями революцию 1848—1849 гг., державы Священного союза вновь обратились к восточному вопросу, и сразу бывшие союзн ...

Развитие отношений между СССР и Китаем в XX веке. Становление советско-китайских отношений в 1945-1953 гг.
Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от «веса» и «качества» этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений. Изучение истории взаимоотношений России и Китая всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований. Официальное становление с ...

 Теории общественного прогресса и регресса.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы д ...