Политические партии после Февраля 1917 г
Страница 3

После Февральской революции 1917 года произошел бурный рост популярности партии социалистов–революционеров. Состав эсеровской партии вырос до 400 – 600 тыс. членов (по разным оценкам). В первый состав Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов вошли левый эсер П.А.Александрович и бывший трудовик, а затем эсер А.Ф.Керенский, избранный товарищем (заместителем) председателя совета и занявший пост министра юстиции в первичном Временном правительстве. Важные посты в новых органах власти эсеры заняли в Москве, Новониколаевске, Уфе и других городах. Одновременно быстро восстанавливались организационные легальные структуры партии эсеров, а к концу мая 1917 года она насчитывала до восьмисот тысяч членов. Значительными тиражами выпускалась агитационная и пропагандистская литература.

Летом 1917 г. в партии эсеров выделилось левое крыло, которое протестовало против сотрудничества с Временным правительством и настаивало на немедленном решении аграрного вопроса. Осенью левые эсеры оформились в самостоятельную политическую организацию.

III съезд партии (25 мая - 4 июня 1917 г.) категорически высказался против любых авантюристических попыток захвата власти в центре и на местах. Эсеры понимали, что судьба революции в России во многом зависит от решения вопроса о войне и мире. В резолюции «Об отношении к войне», принятой III съездом, основополагающим был лозунг «демократический мир всему миру». Камнем преткновения для партии эсеров оказался аграрный вопрос. Эсеровская программа социализации земли с уравнительным распределением в социалистическом обществе равных тружеников без эксплуататоров и эксплуатируемых была популярна, особенно среди крестьян. Крестьяне записывались в эсеры целыми деревнями, в армию – целыми ротами и командами. Однако, поддерживая блок с буржуазией, они отказались от ликвидации помещичьего землевладения. Они так представляли себе путь дальнейшего развития России: постепенное проведение буржуазно-демократических реформ коалиционным правительством с участием крупной, средней и мелкой буржуазии и их политических партий.

Социальный состав партии был довольно пестрым: рабочие, крестьяне, солдаты, интеллигенция, служащие, мелкие чиновники, студенты и учащиеся и др. У большинства из них были слабые представления о теоретических установках партии. Разброс их взглядов и настроений был чрезвычайно широким – от большивистско-анархистских – слева, до меньшевистско-энесовских – справа. Немало было и тех, кто руководствовался лишь корыстными побуждениями, рассчитывая извлечь выгоду из членства в правящей и самой влиятельной партии.

Представители партии эсеров участвовали в трех коалиционных правительствах; в 1-м: Керенский – военный и морской министр, и Чернов – министр земледелия; во 2-м: Керенский – министр-председатель, Чернов – министр земледелия и Авксентьев – министр внутренних дел; и в 3-м: Керенский – министр-председатель и С.Л. Маслов – министр земледелия.

Эсеры не игнорировали и органы другой власти – Советы. Советы они рассматривали лишь как орудие, которое дала история «для продолжения переворота и закрепления основных свобод и демократических принципов. Советы должны были организовывать массы, осуществлять над ними идейно-политическое руководство, быть «часовыми» революционных завоеваний народа». При Временном правительстве их функции должны были заключаться и в том, чтобы контролировать это правительство, толкать его дальше по пути реформ. Существование Советов признавалось полезным и необходимым при работе Учредительного собрания, так как, будучи мощными народными организациями, они обеспечивали бы проведение в жизнь решений Учредительного собрания, являлись бы надежной гарантией их осуществления демократическим путем и с соблюдением социальной справедливости. Вместе с тем подчеркивалось, что в демократической республики, санкционированной Учредительным собранием, Советы останутся лишь классовой общественной организацией трудящихся масс, не войдут одним из элементов в государственную организацию демократической республики. Эсеры считали, что в качестве института власти Советы «совершенно не приспособлены к будничной работе». В случае если Советам навяжут несвойственные им функции государственного управления, то вместо реальной работы, они будут принимать митинговые резолюции и «совать нос не в свое дело». На таких рассуждениях базировалось упорное неприятие эсерами большевистского лозунга «Вся власть Советам!»

Страницы: 1 2 3 4

Изменения в политике абсолютизма в конце правления Елизаветы I. Кризис абсолютизма
В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г., когда правительство запретило обсуждение церковных вопросов в парламенте, чем вызвало сильное недовольство. Елизавета Тюдор прекр ...

Итоги реакционного политического курса Александра I.
Декабристы в своих показаниях и письмах рисуют весьма неприглядную картину состояния России в последние годы царствования Александра I. "Сжатое просвещение", "задушенная свобода", "лихоимство в судах", "совершенное отсутствие закона и справедливости в судопроизводстве", казнокрадство, принявшее не ...

Советское государство в первой половине 20-х годов XX в. Внутреннее положение РСФСР В 1920-1921 гг.
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу. Экономический и социальный кризис конца 1920 — начала 1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экон ...