Палестино-израильские отношения в 1996 – 2000. Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика
Страница 3

Учебные материалы » Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.) » Палестино-израильские отношения в 1996 – 2000. Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика

Однако, стремясь произвести положительное впечатление на мировое сообщество и не желая обострять отношения с американцами, Нетаньяху делал и заявления противоположного свойства. В начале декабря 1996 г. он призвал к проведению палестино-израильской встречи на высшем уровне для окончательного урегулирования спорных вопросов по проблеме Хеврона. В аналогичном плане в начале января 1997 г. высказался специальный американский посланник на Ближнем Востоке Д. Росс; по его словам, он «сделал все возможное» для достижения договоренности относительно Хеврона и «дальнейшее зависит от Нетаньяху и Арафата».[94]

17 января 1997 г. на состоявшейся встрече Нетаньяху с Арафатом была достигнута договоренность о передаче 80 % территории Хеврона под палестинское управление в течение десяти дней. Проблема Хеврона вызвала повышенный интерес потому, что ее решение было тесно увязано с графиком дальнейшего вывода израильских войск с большей части территории Западного берега р. Иордан. Хеврон стал первым крупным городом на Западном берегу, переданным под палестинское самоуправление после прихода к власти правительства Нетаньяху. [95] То, что соглашение по Хеврону – шаг в правильном направлении, что оно будет способствовать успеху миротворческих усилий, подтверждается и словами бывшего лидера блока «Ликуд» и бывшего премьер-министра Шамира, назвавшего это соглашение «катастрофой» и «поражением в войне, которую евреи ведут на протяжении тысячелетий».[96] Несомненно, огромную роль при заключении этого соглашения играли США. Об этом свидетельствуют воспоминания президента США Б. Клинтона: «Соглашение по Хеврону было относительно небольшой частью того , что нужно было сделать для достижения прочного мира, но это был первый случай, когда Нетаньяху и Арафат договорились о чем-то в ходе совместной работы. Если бы этого не произошло , весь мирный процесс оказался бы под угрозой. Деннис Росс работал с ними буквально круглосуточно на протяжении двух недель, а в последние дни переговоров давление на их участников оказали также король Хусейн, Уоррен Кристофер и Мубарак… Так часто бывает на Ближнем Востоке: если хочешь добиться результата, нужно привлечь всех кто может оказать в этом содействие». [97]

В феврале 1997 г. палестино-израильские переговоры были приостановлены в связи с тем, что израильтяне приступили к строительству новых поселений в пригороде Иерусалима Хар Хоме. Помимо этого, Израиль к этому времени не выполнил ряд зафиксированных во Временном соглашении обязательств по передислокации войск на территории Западного берега. Обострились разногласия между израильской и палестинской стороной и в связи с участившимися случаями закрытия израильскими властями своей территории для палестинцев с Западного берега и района Газы. Свои действия израильское руководство объясняло недостаточной активностью Палестинской национальной автономии в вопросах борьбы с экстремистскими и террористическими элементами. В свою очередь, Я. Арафат подчеркивал, что тяжелое экономическое положение ПНА обуславливает деятельность экстремистов, в чем в немалой степени повинны израильтяне.[98] Получался замкнутый круг взаимных обвинений, что вело к дальнейшему кризису в отношениях.

В феврале 1997 г. в Москве с официальным визитом находился Я. Арафат. В марте того же года был осуществлен официальный визит премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху. Встречи и переговоры в Москве были использованы российским коспонсором для того, чтобы вернуть ситуацию на палестино-израильском направлении в переговорное русло. На этих переговорах Израиль изъявил желание видеть в России долговременного стратегического партнера, что привнесло в росссийско-израильские отношения стабильности и перспективного планирования. Также и Арафат был заинтересован в вовлеченность России в урегулирование палестино-израильского конфликта.[99]

На откровенный срыв мирного процесса было направлено принятое в начале марта 1997 г. решение израильского правительства и кнессета о строительстве еврейского квартала в восточной части Иерусалима. Этот шаг был осужден почти повсеместно, хотя США наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности, призывавшей правительство Нетаньяху пересмотреть свое решение о строительстве еврейского городка в Восточном Иерусалиме. Однако, чтобы сгладить негативное впечатление, которое вызвало решение израильского правительства, глава израильского кабинета пообещал, что будет разрешено строительство в Иерусалиме трех тысяч домов специально для палестинцев.[100] Естественно, что такая позиция Израиля способствовала увеличению числа сторонников силового разрешения спорных палестино-израильских проблем и весной 1997 г. на территории Израиля были осуществлены крупные теракты. Израильское руководство обратилось руководству ПНА принять решительные меры по пресечению деятельности радикальных группировок. Переговоры на палестино-израильском направлении оказались прерваны. Е. Д. Пырлин в своем исследовании указывает, что «сложилась парадоксальная ситуация: Израиль, если верить официальным заявлениям представителей его руководства, выступал за нормализацию палестино-израильских отношений, а конкретные дела израильского правительства убеждали в обратном».[101]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8