Палестино-израильские отношения в 1996 – 2000. Приход к власти
Б. Нетаньяху и его политикаСтраница 4
Несмотря на напряженное положение на Западном берегу р. Иордан, в конце июля 1997 г. имели место переговоры главы Палестинской национальной автономии Я. Арафата и министра иностранных дел Израиля Д. Леви. Была достигнута принципиальная договоренность о возобновлении работы совместных комиссий по реализации мирного соглашения 1995 г.[102] Однако восстановлению позитивной динамики на переговорах мешали действия экстремистов. В июле 1997 г. в Иерусалиме террористами были осуществлены новые крупные теракты, повлекшие многочисленные жертвы. Правительство Израиля пошло на принятие мер, которые еще больше накалили обстановку – вновь был закрыт въезд в Израиль палестинцев с Западного берега и сектора Газы, приостановилась передислокацию израильских войск.[103] Также израильтяне прекратили, начавшиеся было переговоры в смешанных палестино-израильских комиссиях. Израильской армии было разрешено действовать на территории, находящейся под палестинским гражданским управлением, но под контролем Израиля, с целью уничтожения инфраструктуры мусульманских экстремистских организаций.
В середине августа 1997 г. при американском посредничестве достигнута палестино-израильская договоренность о сотрудничестве спецслужб Израиля и ПНА по вопросам борьбы с терроризмом и обмена соответствующей информацией. Параллельно американская сторона приостановила финансовую поддержку палестинских учреждений в США, что вызвало бурю негодования палестинцев.[104]
7 сентября стало известно, что Израиль ужесточает блокаду в ответ на новые взрывы в центральной части Иерусалима, причем некоторые политические наблюдатели высказывали мнение, что последние террористические антиизраильские акты, приписываемые палестинским экстремистам-исламистам, могли произойти и с ведома израильских спецслужб, руководство которых настроено резко антипалестински, не заинтересовано в нормализации палестино-израильских отношений.[105]
Некоторые арабские СМИ подчеркивали, что одна из глубинных причин обострения ситуации – в неспособности администрации Клинтона воздействовать на антиарабские и антипалестинские действия правительтсва Нетаньяху. «Сирия таймс» писала в начале августа 1997 г.: «Госпожа Олбрайт, вне всякого сомнения, является слабейшим руководителем иностранного ведомства Соединенных штатов за последние два десятилетия. Осуществляемая ею линия неэффективна и лишена целенаправленности… Такого рода ситуация создает благодатную почву для расизма и экстремизма в израильском обществе».[106]
В этот период времени наблюдалось шумное осуждение израильскими и многими западными СМИ «палестинского экстремизма», которое было призвано отвлечь внимание от аналогичных действий Израиля. Так, в начале октября 1997 г. в столице Иордании Аммане были задержаны два агента израильской разведки «Моссад» при попытке покушения на члена руководства исламской палестинской организации ХАМАС Халеда Машаля. Признание Нетаньяху о том, что ему заранее было известно о покушении и за эту акцию он готов взять ответственность на себя, практически не афишировалось в израильских СМИ; активно подчеркивалась «добрая воля» главы израильского кабинета, по рекомендации которого был выпущен из заключения лидер и основатель ХАМАСа, шейх Ахмед Яссин, тут же депортированный в Иорданию, а также освобождена группа палестинских политических заключенных. 8 октября 1997 г. состоялась встреча Нетаньяху с Арафатом, которая желанных позитивных сдвигов в палестино-израильских отношениях не принесла. [107]
В конце октября 1997 г. состоялась поездка по Ближнему Востоку министра иностранных дел России Е. М. Примакова, в ходе которой он посетил Израиль, Палестинскую автономию, Ливан, Сирию, Иорданию, Египет. Он выдвинул долгосрочную инициативу – «Кодекс мира и безопасности не Ближнем Востоке». Главный смысл этого документа заключался в необходимости выработки коллективными усилиями общих «правил поведения» расположенных в регионе государств, в том числе, в контексте противостояния и борьбы с экстремистскими и террористическими элементами.[108] Также эта поездка Примакова показала, что без Москвы в ближневосточном урегулировании не обойтись.
Следует отметить, что в начале июня 1997 г. состоялась смена руководства партии «Авода» (Партии труда) - 74-летнего ветерана Шимона Переса заменил бывший видный военоначальник Эхуд Барак. Это придало новый импульс усилиям «лейбористов», добивающихся проведения досрочных парламентских выборов и смещения замешанного в коррупции Нетаньяху, действия которого в вопросах ближневосточного урегулирования напоминают, по словам Барака, «действия слепого козла».[109] Один из наиболее действенных аргументов в пользу смещения главы израильского кабинета стал его мешающий достижению палестино-израильского урегулирования, ошибочный и вредный для самого Израиля политический курс.
Экономика дефицита
После Сталина и Хрущева правящая бюрократия не желала ни репрессий, ни реорганизаций. Но она не собиралась и демонтировать социализм. Это обусловило консерватизм правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова (1914–1984), К.У. Черненко (1911–1985).
Хрущёвские новшества были ликвидированы, промышленные и сельские обкомы и райкомы слиты, совнар ...
Новая Экономическая Политика (НЭП)
Сущность и цели нэпа. На Х съезде РКЩб) в марте 1921 г. В.И.
Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта 377 капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правител ...
Культура и этническая история скифов-саков
Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Никши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда – носящие остроконечные шапки, хаомоварга – изготовляющие напиток хаому, парадрайя – заморские, даха (дом) ...