Палестино-израильские отношения в 1996 – 2000. Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика
Страница 5

Учебные материалы » Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.) » Палестино-израильские отношения в 1996 – 2000. Приход к власти Б. Нетаньяху и его политика

В конце декабря 1997 г. израильское правительство подробно обсуждало вопрос о ходе мирного процесса, о перспективах палестино-израильских переговоров, о параметрах «окончательного урегулирования». Такое подведение промежуточных итогов было весьма необходимым делом, так как мирный процесс имел явную тенденцию к затуханию. Итоги прошедшего обсуждения дали возможность более четко представить сущность позиции правительства Нетаньяху:

· Израиль не готов согласиться с существованием рядом с ним суверенного палестинского государства;

· Израиль согласен передать палестинцам не более 30 – 40 % Западного берега. Остальная территория будет находиться под полным административным контролем Израиля;

· израильские поселения на палестинских землях должны быть сохранены. Предусматривается возможность их развития «по вертикали», т. е. увеличения числа жителей, строительства новых зданий без расширения площади занимаемой поселением. Безопасность поселений будет обеспечиваться вооруженными силами Израиля;

· Израиль не допустит полного возвращения всех беженцев;

· единый и неделимый Иерусалим останется столицей Израиля. Правительство Израиля гарантирует представителям всех конфессий доступ к святым местам Иерусалима.[110]

Именно на основе этих позиций правительство Нетаньяху было намерено продолжать переговоры с палестинцами, которые не могли положить указанные принципы в основу переговоров. Американская сторона понимала, что изложенные выше положения вряд ли вызовут энтузиазм палестинцев. Поэтому, чтобы достигнуть прогресса в деле урегулирования, в декабре 1997 г. Б. Клинтон пригласил Б. Нетаньяху и Я. Арафата посетить Вашингтон с отдельными визитами в начале 1998 г. Эти визиты были осуществлены в январе 1998 г. Израильский премьер в ходе переговоров подчеркивал резонность своих предложений в отношении порядка осуществления передислокации израильских войск. Американская администрация предложила на втором этапе вывода израильских войск с Западного берега освободить не 9 % его территории, как предлагали израильтяне, и не 30 %, на чем настаивают палестинцы, а 13 %. Возник так называемый процентный тупик, спор о размерах территории, которую должны были освободить израильтяне.[111]

Раскрывая планы администрации в отношении оживления процесса ближневосточного урегулирования, госсекретарь М. Олбрайт подтвердила в интервью телекомпании Эн-Би-Си в конце января 1998 г., что перед Вашингтоном стоит задача усадить стороны за стол переговоров и вновь привести в движение ближневосточный процесс. Е. Д. Пырлин считает, что «это заявление было откровенной попыткой вашингтонской администрации продемонстрировать свою «равноудаленность» от позиций сторон в конфликте, официально подтвердить свою роль «незаинтересованного посредника» на Ближнем Востоке».[112] В явном противоречии с такой позицией США находится позиция тех американских евреев, кто предпочел перебраться на постоянное жительство в Израиль. Их откровенно правоэкстремистские взгляды, резко отрицательное отношение к идее создания палестинского государства подпитывали и подпитывают аналогичные настроения некоторых политических деятелей, в том числе и Нетаньяху. Его заявления ставили под сомнение подлинную цену заявлениям американских официальных представителей о «заинтересованности» Вашингтона в скорейшем достижении палестино-израильского мира.[113] Таким образом, налицо просматривается двойственность политики США в отношении ближневосточных проблем.

В этот сложный период усилились попытки различных стран, в частности европейцев, сыграть свою позитивную роль в поиске выхода из кризиса, сложившегося в палестино-израильских отношениях. В регион часто выезжал спецпредставитель ЕС М. Моратинос ( был назначен на эту должность в декабре 1996 г., до этого – посол Испании в Израиле). В марте1998 – состоялся визит на Ближний Восток английского министра иностранных дел Р. Кука.[114] Однако ощутимых результатов достигнуть не удалось.

В мае 1998 г. Франция и Египет выдвинули предположение о созыве новой международной конференции по Ближнему Востоку. Имелось в виду проведение двухэтапной встречи. На первом этапе переговоры должны были вести страны «мадридского контракта» - США, РФ, три европейские страны (например, Франция, Великобритания и Германия) и три арабские страны (предположительно Египет, Саудовская Аравия и Марокко). Участникидолжны были подтвердить основополагающие принципы Мадридской мирной конференции («земля в обмен на мир и безопасность»). Затем, на втором этапе конференции эти страны должны были бы «пригласит» Израиль возобновить переговоры с Сирией, Ливаном и Палестинской автономией под их совместным спонсорством. Однако это предложение не получило достаточной поддержки.[115] В целом, в первой половине 1998 г. ряд событий серьезно поколебали позиции премьер-министра Нетаньяху. Неизбежно забрежжила и перспектива досрочных парламентских выборов. На этом фоне стал особенно заметным кризис в палестино-израильских переговорах. Своеобразный «застой» или даже отход назад этих переговоров были видны из заявлений представителей израильского и палестинского руководства. Премьер-министр Нетаньяху после возвращения из США заявил, что еврейские поселения сохраняются на Западном берегу р. Иордан и безопасность находящихся там израильских поселенцев будет гарантирована израильским военным присутствием. Он также повторил тезис о том, что Иерусалим останется «единой и неделимой» столицей Израиля.[116]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Японо-китайская война 1894-1895 гг.
В первую очередь японские правящие круги продолжали свое проникновение в Корею, которой еще в 1876 г. был навязан неравноправный договор, хотя Корея номинально являлась вассальной по отношению к Китаю страной. Когда в 1893 г. в Корее вспыхнуло крестьянское восстание, Япония наряду с Китаем ввела туда свои войска. Ответив отказом на пр ...

Экономизм
В среде той части интеллигенции, которая непосредственно соприкасалась с рабочим движением, родилась теория “экономизма”. Следует подчеркнуть, что кроме чисто внутренних причин на его появление оказала влияние и обстановка в международной социал-демократии. Внутри нее в тот пе­риод сложились два основных течения, по-разному решавшие про ...

Общие сведения о культуре второй половины XIX в России
Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подвергалась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: ...