Кратко об истории развития транспорта к началу 2-ой пол. XIX в
Страница 2

Учебные материалы » Развитие транспорта в России во второй половине XIX в. » Кратко об истории развития транспорта к началу 2-ой пол. XIX в

1850-60-е годы. Создание Главного Общества РЖД, приход Иностранного капитала.

Ключевым звеном этого этапа развития транспорта стало создание Главного Общества РЖД (1857 г.). Оно было создано для строительства нескольких новых железных дорог и окончания постройки пути из Петербурга в Варшаву, начатого в 1851г. Особенность этого учреждения в том, что оно не являлось целиком государственным, а существовало по принципу концессии[6]. Это означает, что решающую роль в строительстве железных дорог государство позволило отдать частному капиталу.

Далее требуется подробнее рассмотреть устройство Главного Общества. История его создания такова: сразу после войны (1856г) правительство проводит переговоры и заключает концессии с иностранцами о строительстве дорог Москва-Курск, Москва-Н. Новгород, Курск-Либава и о завершении строительства пути Петербург-Варшава. Общая длина оговоренных предполагаемых дорог составила 4000км. [7] Для сооружения этой сети создается Главное Общество Российский Железных Дорог, которое возглавляют банкир Штиглиц, банкиры Беринг, банкиры Перейр, банкир Мендельсон и другие. А в 1857г. издается указ о создании первой сети железных дорог. Общая стоимость работ оценивается в 275млн. рублей, а учредители "на свой счет и страх"[8] устраивают в течение 10 лет и содержат 80 лет оговоренную выше сеть дорог, после чего она безвозмездно переходит государству. Гарантии правительства при этом составляют 5% от суммы. В начале 1860-х гг. были построены первые участки железных дорог, имевших своим началом Москву. Однако в 1860 г. Общество предъявило правительству требование повысить стоимость работ в связи с трудностями строительства и уступить Николаевскую железную дорогу; в противном случае оно отказывалось от большей части работ. На это заявление последовал ответ П.П. Мельникова, заключавшийся в том, что если Общество будет лишено права строить большинство дорог, то это будет благом для страны. Разумеется, требование Общества было отклонено, а иностранцы, в большинстве своем, отстранены от управления. По состоянию на 1863г. Общество было должно правительству 92 млн. руб.

Надо сказать, в середине 50-х гг. правительство разрешило строить второстепенные железные дороги, так например правительство согласилось на сооружение дороги Москва-Саратов, но у соответствующего акционерного общества была гарантированная доходность 4,5%, что делало его не привлекательным для инвестиций; в итоге была построена дорога только до Рязани.

После этого неудачного опыта частно-государственного сотрудничества правительство было готово приостановить строительство новых дорог на неопределенный срок.

Новый план строительства железных дорог.

В 1862 г.П. П. Мельников был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, а на следующий год он выпустил план по строительству новой сети, включавшей в себя пять направлений:

Южное, от Москвы в Крым до Севастополя - 1535км

Восточное, от Орла до Саратова - 725 км

Западное, от Орла до Динабурга и от Риги до Либавы - 1074км

Юго-западное, от Одессы через Киев до соединения с западной линией - 1135км

Юго-восточное, от Екатеринослава до Грушевки - 405км.

Целью плана было вытащить Россию из транспортного кризиса, заставить вновь работать механизм постройки железных дорог. Государство вновь заключило договор с английской компанией, однако на этот раз государство оставляло за собой право начинать работу самому, если компания не начнет работать должным образом в 1864г. Компании не удалось мобилизовать капитал в срок и П.П. Мельников получил разрешение приступить к сооружению Южной линии от Москвы на государственные средства. К 1867 году было открыто регулярное движение на участке Москва-Серпухов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Легальный марксизм
Появление “легального марксизма” зачастую трактовалось в исторической литературе, как маскировка под марк­сизм, а “легальные марксисты” объявлялись врагами рабоче­го движения, рядящимися в одежды его друзей с целью выхолостить революционную сущность марксизма. Дело же заключается как раз в особенностях формирования классовой структуры к ...

Дедушка и его дружная семья
Мой дедушка ДРЮКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ родился 15 апреля 1937 года, в Слободе Маньково-Калитвенское Чертковского района. Его семья состояла из пяти человек. Два брата, которые были чуть старше, помогали матери справляться плаксой Алёшкой. Их семья отличалась от всех семей по улице. Она была пронизана светом и любовью. Никогда из уст отца ...

Опала М.М. Сперанского
Вокруг Сперанского плелись интриги. На него посылались доносы, в которых он обвинялся даже в шпионаже в пользу Франции. Сначала он не обращал внимание на эти наветы и инсинуации, надеясь на поддержку и расположение к себе императора, но вскоре он почувствовал нависшую над ним опасность. В начале февраля 1811 года Сперанский просил импер ...