Кратко об истории развития транспорта к началу 2-ой
пол. XIX вСтраница 2
1850-60-е годы. Создание Главного Общества РЖД, приход Иностранного капитала.
Ключевым звеном этого этапа развития транспорта стало создание Главного Общества РЖД (1857 г.). Оно было создано для строительства нескольких новых железных дорог и окончания постройки пути из Петербурга в Варшаву, начатого в 1851г. Особенность этого учреждения в том, что оно не являлось целиком государственным, а существовало по принципу концессии[6]. Это означает, что решающую роль в строительстве железных дорог государство позволило отдать частному капиталу.
Далее требуется подробнее рассмотреть устройство Главного Общества. История его создания такова: сразу после войны (1856г) правительство проводит переговоры и заключает концессии с иностранцами о строительстве дорог Москва-Курск, Москва-Н. Новгород, Курск-Либава и о завершении строительства пути Петербург-Варшава. Общая длина оговоренных предполагаемых дорог составила 4000км. [7] Для сооружения этой сети создается Главное Общество Российский Железных Дорог, которое возглавляют банкир Штиглиц, банкиры Беринг, банкиры Перейр, банкир Мендельсон и другие. А в 1857г. издается указ о создании первой сети железных дорог. Общая стоимость работ оценивается в 275млн. рублей, а учредители "на свой счет и страх"[8] устраивают в течение 10 лет и содержат 80 лет оговоренную выше сеть дорог, после чего она безвозмездно переходит государству. Гарантии правительства при этом составляют 5% от суммы. В начале 1860-х гг. были построены первые участки железных дорог, имевших своим началом Москву. Однако в 1860 г. Общество предъявило правительству требование повысить стоимость работ в связи с трудностями строительства и уступить Николаевскую железную дорогу; в противном случае оно отказывалось от большей части работ. На это заявление последовал ответ П.П. Мельникова, заключавшийся в том, что если Общество будет лишено права строить большинство дорог, то это будет благом для страны. Разумеется, требование Общества было отклонено, а иностранцы, в большинстве своем, отстранены от управления. По состоянию на 1863г. Общество было должно правительству 92 млн. руб.
Надо сказать, в середине 50-х гг. правительство разрешило строить второстепенные железные дороги, так например правительство согласилось на сооружение дороги Москва-Саратов, но у соответствующего акционерного общества была гарантированная доходность 4,5%, что делало его не привлекательным для инвестиций; в итоге была построена дорога только до Рязани.
После этого неудачного опыта частно-государственного сотрудничества правительство было готово приостановить строительство новых дорог на неопределенный срок.
Новый план строительства железных дорог.
В 1862 г.П. П. Мельников был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, а на следующий год он выпустил план по строительству новой сети, включавшей в себя пять направлений:
Южное, от Москвы в Крым до Севастополя - 1535км
Восточное, от Орла до Саратова - 725 км
Западное, от Орла до Динабурга и от Риги до Либавы - 1074км
Юго-западное, от Одессы через Киев до соединения с западной линией - 1135км
Юго-восточное, от Екатеринослава до Грушевки - 405км.
Целью плана было вытащить Россию из транспортного кризиса, заставить вновь работать механизм постройки железных дорог. Государство вновь заключило договор с английской компанией, однако на этот раз государство оставляло за собой право начинать работу самому, если компания не начнет работать должным образом в 1864г. Компании не удалось мобилизовать капитал в срок и П.П. Мельников получил разрешение приступить к сооружению Южной линии от Москвы на государственные средства. К 1867 году было открыто регулярное движение на участке Москва-Серпухов.
Итоги реакционного политического курса Александра I.
Декабристы в своих показаниях и письмах рисуют весьма неприглядную картину состояния России в последние годы царствования Александра I. "Сжатое просвещение", "задушенная свобода", "лихоимство в судах", "совершенное отсутствие закона и справедливости в судопроизводстве", казнокрадство, принявшее не ...
Примечания
[1] Саундерс Э. Сто дней Наполеона. М., 2002. С. 5.
[2] Акт Венского конгресса // Хрестоматия по истории России. Т. 2. М., 1997. С. 89 – 91.
[3] Там же. С. 91.
[4] Из мемуаров Талейрана // Тарле Е. Талейран. М., 1993. С. 276 – 285.
[5] Талейран Ш.-М. Мемуары. Екатеринбург, 1997.
[6] Предисловие // Талейран Ш.-М. Мемуары. Екатеринбу ...
Народная война
Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость".
Сразу же после появления неприятельской армии в Литве и Белоруссии зародилось стихийное пар ...