Начало израильского народа
Страница 2

Будучи лидером нации, Иаков-Израиль производит на свет 12 сыновей и дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами – племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова. Союзы двенадцати (иногда шести) племен были обычным явлением в восточном Средиземноморье и Малой Азии. Объединяющим их фактором могло быть не общее происхождение, а общая преданность одной святыне. Однако все эти западно-семитские группы имели действительно общие корни и находились во взаимном родстве; у них были общие воспоминания, предания и почитаемые предки. Во времена Иакова люди все еще носили с собой семейных божков, но уже складывались понятия общенационального Бога. Принятие Иаковом имени Израиль знаменует момент, когда Единый Бог (Бог Авраама) укореняется в Земле Ханаанской и идентифицируется с израильтянами – потомками Иакова, после чего ему вскоре предстоит стать всемогущим Яхве, монотеистическим Богом. Число двенадцать в Библии считается круглым. На востоке это число было священным, волшебным. В году двенадцать месяцев, солнце в течении года совершает круг по небу через двенадцать созвездий, знаков зодиака. Мы считаем десятками, а вавилоняне считали по двенадцати. Ученые-израильтяне, постигшие всю вавилонскую мудрость, очень любили это священное число (а также число семь) и постоянно употребляли их в своих произведениях, которые мы читаем теперь в Библии. Они и насчитали двенадцать колен израилевых; нот их было, наверно, больше. Мы знаем, что в южной части Палестины, в горах, во времена Давида гнездилось израильское племя Халев. Об этом племени рассказывает история царя Давида. А это племя не упоминается в числе двенадцати сынов Израиля. Возможно, что, кроме Халева, были и еще другие племена, настолько мелкие, что при завоевании Палестины они во время войны были истреблены или смешались с хананеями, так что всякая память о них исчезла.

Постепенно израильские племена заселили регион Иудейского нагорья в центре Ханаана, затем расселились севернее в позднейших Самарии и Галилее, а также на северо-востоке и в Гилеаде. Местное население изгонялось либо ассимилировалось с теми или иными израильскими племенами. В начале X века этот процесс завершился для подавляющего большинства этноязыческого населения к западу от реки Иордан. В свою очередь, древние евреи, переходя от полукочевого образа жизни к оседлому, постепенно усваивали многие элементы духовной и бытовой культуры завоеванного населения, имела место и языковая дифференциация.

Объединенные реальными или мифическими родоплеменными узам, общим религиозным культом, общими военными успехами и неудачами, территориальным соседством или стремлением к нему, усилившейся социокультурной однородностью и языковой общностью, племена иври, вошедшие в племенной союз Израиль, постепенно обретали и общее самосознание «мы» в противовес «им, чужим, другим». Это нашло внешнее отражение общего самоназвания бене-Йисра^эль(сыны Израиля, Израильтяне). Активные этноинтеграционные процессы у древних евреев протекали с последней четверти XI в. до н.э., когда у них формируется государственность – Израильское царство.

Немаловажное значение в этнической интеграции населения Израильского царства, исповедовавшего общеизраильский культ, сыграло возведение в середине X в. до н.э. при царе Соломоне (Шломо) (ок. 965-928 гг. до н.э.) Иерусалимского Храма

(ок. 954 г. до н.э.), превращенного в основной культовый центр древних евреев. Но, несомненно, важными факторами были также наличие территориальной целостности, укрепление централизованной системы государственного управления под властью царя. Это позволяет констатировать завершение к последней четверти X в. до н.э. фазы этногенеза (формирования) древних евреев как этнической общности, осознавшей себя народом. Последнее подтверждается сохранением древними евреями своего этнического единства, несмотря на утрату государственного единства. В библейских текстах евреи как народ чаще всего объединены термином ^ам, имеющим значение «(наш) народ…в основе своей кровнородственной общности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Православная церковь в период реформ.
Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы был ...

Азербайджан в XVI—XVII вв
Территория Азербайджана относилась к Закавказью и вплоть до XIX в. оставалась объектом борьбы между османскими султанами и шахами Ирана. Закавказский регион и его отдельные области то и дело переходили из рук в руки с огромным материальным ущербом и людскими потерями для народов, на территории которых велись военные действия. Вместе с т ...

Демидовы
Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Вместе с тем следует отметить, что русские предпринимательские роды не были замкнутой кастой, а постоянно подпитывались и обновлялись снизу, преимущественно из крестьянской среды. Из крестьян вышел и Никита Демидович - родоначальник Демидов ...