Начало израильского народа
Страница 5

В то же время завоевание древними ассирийцами Израиля в 30-20-х годах VIII в. до н.э. парадоксальным образом активизировало процесс этнической консолидации среди древних евреев в конце VIII- начале VI в. до н.э. Так, можно указать, что в Иудею бежали многие евреи из Израиля, спасавшиеся от ассирийского господства. В результате радикальных реформ царя Иосии Иерусалимский Храм превращается в единственный религиозный центр и для тех северян, кто не был изгнан в Ассирию.

В последней четверти VII в. до н.э. иудаизм выступает также и как важнейший фактор ассимиляции с древними евреями иноэтничного населения – преимущественно арамеоязычных потомков колонистов, ранее переселенных ассирийцами на территорию захваченного ими Израиля.

Анализ библейских текстов, датируемых IX- началом VI в. до н.э., и прежде всего пророческой литературы, указывает на сохранение древними евреями общности этнического самосознания (внешне выраженного в сохранении общего эндоэтнонима Йисра^эль как на Севере, так и в Иудее).

Тем не менее, этническая идентичность древних евреев в IX-начале VI в. до н.э. претерпела вполне объяснимую эволюцию, представляя собой весьма противоречивую картину. С одной стороны, утрата государственного, а затем и территориального единства (как результат массовых депортаций VIII – началаVI в. до н.э.) заметно ослабила роль этих этнических символов в самосознании еврейского населения , особенно на Севере. В то же время на Севере несомненно должны были усилиться элементы локально-племенных предпочтений и снизиться символическая значимость династии Давида и Иерусалимского Храма (в последнем случае, по крайней мере, до второй половины VII в. до н.э.). С другой стороны, такие этнические символы, как ощущение общности исторических судеб и приверженность общим религиозным ценностям, общий эндоэтноним Йисра^эль, Земля Израиля как Обетованная всем евреям, наоборот, должны были занять куда более значимое место, чем ранее. Впрочем, следует отметить явные признаки активизации различий на Севере и Юге в представлениях о собственном историческом прошлом и роли Бога. Язык, как и ранее, не играл определяющей роли в этнической символике древних евреев в рассматриваемый период.

Новации в этнически ориентированных ценностях древних евреев в IX- начале VI в. до н.э. – это прежде всего болезненная реакция на длительную междоусобицу, крах Израиля и изгнание его населения в Ассирию , воспринимавшиеся как национальная катастрофа не только на Севере, но и в Иудее.

Механизмы реализации подобных ценностных ориентаций, как они реконструируются на основе пророческих текстов, виделись их авторам на путях реализации Завета Бога и еврейского народа. Иными словами, налицо усиление религиозной составляющей в древнееврейской идентичности, которая все заметней приобретала этнорелигиозный характер.

В 539г. до н.э. персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим из вавилонского плена, куда в 586 г. до н.э. их угнал царь Навуходоносор. Так в истории евреев Иудеи началась новая эра – период, в течении которого им было суждено жить на родной земле , хотя и в качестве подданных мировой державы. Такое положение сохранялось до 140 г. до н.э. , когда при Маккавеях евреи завоевали формальную независимость. Таким образом, на протяжении почти четырехсот лет условия жизни евреев зависели от условий, которые диктовала им держава, владеющая данным регионом Восточного Средиземноморья. От персов эта роль перешла к македонцам Александра Великого (333 г. до н.э.), а после его смерти в 323 г. до н.э. – к его преемникам, сначала Птолемеям, а затем к Селевкидам.

Книга Екклесиаст (Кохелет) – одно из ранних свидетельств влияния греческих представлений на еврее Иерусалима. В ней представлялось, что жизнь лишена смысла и что все уготована одинаковая участь – праведным и нечестивым, поэтому нужно наслаждаться мирскими удовольствиями днями юности. Старость воспринималась как возможное бремя или даже проклятие. Эти эллинистические идеи проникли в верхушку иерусалимского общества. В новом мире беззастенчивого стяжательства, открытом греками, еврейское общество изменилось в достаточной степени для того, чтобы новые идеи показались элите Иерусалима привлекательными. Впервые попытка противостоять новым взглядам засвидетельствована в раввинистической традиции, приписываемой Шимону ха-Цаддику.Он пытался возродить традиционное понимание Закона как Завета между Богом и Его народом, ценности службы в храме и необходимости того, чтобы евреи помогали друг другу в знак выполнения заповедей Бога. Более продуманная защита традиционных ценностей перед лицом эллинистических веяний содержится в книге Премудростей Бен-Сиры. Мудрость для Бен-Сиры неразрывно связана с соблюдением Закона, заповеданного Богом, ибо вся мудрость – от Бога. Та мудрость, которую все ищут и которая , находясь в гармонии со вселенной, является «Космической» в широчайшем смысле слова, есть не что иное, как «книга завета Бога Всевышнего, Закон, который заповедал Моисею как наследие сонмам Иакова». Для евреев истина доступна в чистейшем виде – в тексте божественной Торы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подготовка крестьянской реформы.
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил 30 марта 1856 г. представителям московского дворянства. При этом он, зная настроение большинства помещиков, подчеркнул, что гораздо лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу. 3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный ...

Понятие этногенеза, этноса, языковой общности
Этногенез – это процесс формирования этноса, его происхождение. Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой ...

Биография: происхождение рода
Нечаев-Мальцев Юрий Степанович (1834 – 1913) - гофмейстер, член Совета мануфактур и торговли, почетный член Академии художеств России, вице-президент Петербургского общества поощрения художеств, почетный член Московского университета и Московского археологического общества, меценат, создатель Музея изящных искусств им. Александра III (н ...