Начало израильского народа
Страница 3

Субстратом (основой) в этногенезе древних евреев стал аморейский племенной союз Израиль, окончательно сложившийся в ходе борьбы за Ханаан, а суперстратом (последующими включениями) – покоренное полукочевое и оседлое близкородственное, преимущественно семитоязычное население Ханаана, принявшее Израильский религиозный культ и ассимилировавшееся с племенами израильтян. В процессе этнического смешения, обретения религиозной, социокультурной и языковой близости изначально полукочевниками-израильтянами, другим полукочевым и оседлым населением Ханаана и сложился древнееврейский этнос.

Таким образом, В этногенезе древних евреев можно выделить три основных этапа. В XV-XIV вв. до н.э., после исхода из Египта, на Синае шел процесс складывания одного из аморейских племенных союзов. Не позднее середины XIII в.до н.э. этот племенной союз обрел новое качество, став культовой общностью Израиль. В XIII-XI вв. до н.э. в племенной союз Израиль влились другие аморейские полукочевые племена, принявшие союзный религиозный культ израильтян. На рубеже 1-2-го тыс. до н.э. основная масса евреев перешла к оседлости. На этапе обретения оседлости в Ханаане в сознании древних евреев племенной союз Израиль является носителем божественного благословения и объектом божественной заботы. В X в. до н.э., в период существования Израильского царства, происходила интеграция израильтян и завоеванного населения Ханаана в единый, хотя и слабо консолидированный народ. Важнейшими факторами консолидации древних евреев как народа, т.е. этнообразующими признаками, были: представление о единстве происхождения, опиравшееся на преобладание эндогамных браков, принятие общего религиозного культа, территориальное единство, общая государственность, стирание языковых и культурный различий, в том числе формирование общего литературного языка, известного в современной литературе как библейский иврит.

Религиозный культ строился на преданности Богу, повиновении и поклонении ему, что выражалось в специальных обязательствах (Завете), жертвоприношениях и молитвах перед ковчегом Завета, празднествах, соблюдении ряда пищевых запретов (позднее известных как кашрут), возможно, святости Шаббата(субботнего дня). В рассматриваемую эпоху Господь не считался единственным в мироздании божеством, но Богом, заключившим берит (договор, Завет) с племенным союзом Израиль. Принципиальной новацией было наличие взаимного Завета Бога с племенным союзом Израиль и племенного союза Израиль о своим Богом. Вероятнее всего, уже тогда проявилась тенденция к осмыслению заключивших Завет с Богом как «богоизбранных».

В период обретения государственности вероучение евреев приобретает некоторые новые черты. Так, формируется представление о Завете Бога с династией царя Давида как вечно правящей, вера в богоизбранность Иерусалима. Иерусалимский храм официально признавался общегосударственным святилищем.

Опираясь на анализ библейских текстов, датируемых не позднее X в. до н.э., можно представить следующую модель этнической идентичности евреев на этапе этногенеза. Во-первых, древними евреями осознавалось единство происхождения от праотцов и прежде всего от Иакова и его двенадцати сыновей. Небезынтересно, что наряду с упоминавшимся эндоэтнонимом Йисра^эль в библейских текстах используется и эндоэтноним бет Йа^ков (дом Иакова). Во-вторых, влияние религиозной составляющей уже тогда было относительно велико. Это подтверждается терминологией библейских текстов. В-третьих, следует отметить убежденность древних евреев в том, что их предки в составе двенадцати племен, образовавших сначала племенной союз Израиль, а затем Израильское царство, были потомками тех, кто под руководством Моисея совершил исход из египетского рабства и завоевал вместе с Богом землю Ханаана. Более того, земля Ханаана в их представлении уже тогда могла восприниматься как Обетованная богом израильтянам.

Этническими символами израильтян на этапе завершения этногенеза можно считать общее самосознание (как потомков Авраама, Исаака и Иакова, совершивших исход из Египта во главе с Моисеем), что нашло выражение в общем эндоэтнониме, общий религиозный культ, земля Ханаана как Обетованная евреям Богом, общая государственность во главе с династией Давида и со столицей в Иерусалиме, Иерусалимский Храм как общеизраильский религиозный центр и место божественного присутствия. Несомненно, значимой символикой обладали общие черты в духовной и материальной культуре. Менее определенно выглядит в качестве этнического символа общность языка, если опираться на библейский тест.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая Отечественная Война 1941-45
Освободит. война сов. народа против фашистской Германии и ее союзников. Башкортостан в годы войны стал одним из кр. регионов обеспечения фронта воинами, вооружением, горючим и продовольствием. В 1941-42 в БАССР находились ок. 100 эвакуиров. з-дов и ф-к, десятки госпиталей, ряд центр. гос. и хоз. органов: наркоматы нефт. пром-сти, связи, ...

Примечания
[i] Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России. 1725 – 1825 / Сост. М. А. Бойцов. М., 1991. [ii] Корф М. А. Брауншвейгское семейство. М., 1992. С. 17. [iii] Там же. 19. [iv] Там же. [v] Империя после Петра (1725 – 1765). М., 1989. [vi] Ключевский В. О. Курс Русской истории. М., 1990. [vii] Империя после Петра (1725 – 1765) ...

Экспедиция Ермака
Конец XVI в. был сложным временем для Русского государства. После тяжелых лет опричнины и разорительной Ливонской войны нарушилась социальная стабильность общества. Народ стихийно стекается на окраины, где не так сильно ощущался гнет и насилие правящих слоев. Образуются вольные казачьи сообщества-станицы, одна из которых располагалась н ...